Правильное питание – залог здоровья школьника
Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценна и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья.
Всякое нарушение питания, как количественное, так, еще в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивнее роста ребенка.
Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергии необходима ему для деятельности сердца, легких и других внутренних органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определенного количества энергии. С особенно большими энергетическими затратами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, игры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источников энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом» необходимым для роста и развития организма.
Энергетические затраты организма измеряются единицами тепла калориями.
Энергетические затраты школьника в зависимости вида трудовой деятельности составляют в возрасте:
- 7-11 лет - от 2250 до 2550 калорий;
- 11-15 лет - от 2850 до 3300 калорий;
- 15 лет и старше - от 3300 до 3800 калорий в сутки.
Какая же пища нужна учащемуся? Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода, - должны быть в рационе в достаточном количестве и определенных соотношениях, так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушениям в развитии организма.
Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Белок - наиболее важная часть пищи; неслучайно его иначе называют протеином, производя это название от греческого глагола, означающего «занимать первое место».
При недостатке его в пище возникают: слабость; вялость; падение веса; отставание в росте; снижение сопротивляемости к болезням.
Избыток ведет к: нарушению обменных процессов; снижению аппетита.
Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах.
Животные белки в: молоке; мясе; рыбе; яйцах.
Растительные белки в:бобовых; гречневой крупе; рисе; картофеле; свежей капусте.
Лучшей усвояемости белка и лучшему использованию его организмом способствуют овощи. Следовательно, мясные и рыбные блюда целесообразно давать с овощными гарнирами.
Жиры также входят в состав органов и тканей; покрывая внутренние органы, они предохраняют их от повреждения и охлаждения. Подкожная жировая прослойка способствует уменьшению отдачи тепла организмом.
Кроме того, жиры являются источником энергии и обеспечивают нормальное состояние иммунитета. Наличие жира в пище делает ее «вкусной и дает более длительное насыщение.
Лучше усваиваются жидкие жиры и жиры, плавящиеся при низкий температуре: сливочное масло; жир: молока; сливок; яиц.
Кроме того, эти жиры содержат витамины А и D.
Растительные жиры (подсолнечное, кукурузное, оливковое масло) не содержат витаминов, но в их состав входят ненасыщенные жирные кислоты, являющиеся веществами, биологически важными для организма.
Углеводы - главный источник энергии в организме. Они имеются в растительных продуктах. Из продуктов животного происхождения только одно молоко содержит углеводы (молочный сахар). В овощах, картофеле, крупах, муке, хлебе углеводы содержатся в виде крахмала (картофельного, рисового, пшеничного); во фруктах, ягодах и некоторых овощах - в виде Сахаров (свекловичного, тростникового, виноградного).
К углеводам относится и клетчатка, из которой состоят оболочки клеток овощей и злаков. Несмотря на то, что клетчатка почти не усваивается организмом, некоторое количество ее необходимо в пище здорового ребенка для нормальной работы кишечника.
Для этого в рационе питания должно быть больше овощей: моркови, свеклы, свежей и квашеной капусты, тыквы, кабачков, огурцов, яблок, бахчевых культур, слив. Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде.
Особое значение педиатры придают систематическому приему пшеничных отрубей.Они представляют собой ценное природное лекарство, обладающее целым рядом полезных свойств:
-отруби являются одним из мощных стимуляторов кишечной перистальтики;
-в них содержится значительное количество витаминов группы В, оказывающих самое благоприятное воздействие на все органы и системы человеческого организма, а особенно центральную нервную систему;
-отруби способствуют выведению из организма аллергенов, холестерина.
Ежедневно и обязательно в питании должны быть кисломолочные продукты (ряженка, варенец, свежий одно- или двухдневный(!) кефир); их лучше употреблять утром натощак и на ночь. Мясо лучше употреблять отварное, хлеб с отрубями вчерашней выпечки.
Для нормальной работы всей мускулатуры, и кишечной в частности, необходимо употреблять продукты, содержащие калий: печеный картофель, сухофрукты, курагу, чернослив, инжир.
Приемы пищи должны происходить в строго определенное время, так как деятельность органов пищеварения у человека протекает ритмично. Если ребенок привыкает принимать пишу в одни и те же часы, то к этому времени, еще до приема пищи, у него начинает выделяться желудочный сок - «аппетитный». Пища при этом хорошо переваривается и усваивается.
При правильном питании пища покидает желудок в среднем через 4 часа. Таким образом, интервалы между приемами пищи должны составлять около 4 часов. Более частое питание рекомендуется только физически ослабленным детям и по медицинским показаниям.
Наиболее целесообразно придерживаться примерно следующего режима питания:
7.00 Завтрак, состоящий из двух блюд:
первое - каша, яйца, творог, овощи, картофель; второе — кофе, молоко, чай с молоком, какао.
13.00-14.00 Обед:
первое — суп мясной, овощной или молочный;
второе - рыба, мясо, крупяные или овощные гарниры; заканчивается обед сладким (компот, кисель, фрукты, ягоды).
16.30 Полдник, состоящий из питья (кефир, простокваша, молоко, сок, чай с молоком), мучных изделий (булочка, печенье, бублик), фруктов и ягод.
19.30-20.00 Ужин:
первое - каши, запеканки, творожные и яичные блюда, крупяные или овощные котлеты; второе - чай, кефир, молоко, сок.
Все учащиеся, независимо от времени начала занятий в школе, должны вставать и завтракать в одно и то же время.
Перед едой детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты). Они способствуют выделению пищеварительных соков. Острые закуски, содержащие много перца, хрена, горчицы, в питании детей нежелательны, так как они вызывают раздражение слизистой оболочки желудка и кишечника.
Горькие овощи: редьку, чеснок, лук - целесообразно употреблять в умеренных количествах. В качестве питания детей можно использовать петрушку, укроп, щавель, свежие и сухие грибы.
Ребенок должен есть не торопясь, тщательно разжевывая пищу. Однако растягивать время пребывания за столом не следует. Для завтрака и ужина школьникам достаточно по 15-20 минут, для обеда -20-25 минут, для полдника - 5-8 минут.
Особое внимание родителей должно быть обращено на прием детьми завтраков в школе.
Если ребенок, находясь в школе 4-5 часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается. Кроме того, длительные перерывы в приеме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы и всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляются слабость, тошнота, боли в животе).
Завтраки обеспечивают более длительное сохранение работоспособности учащихся и оказывают благоприятное влияние на их развитие. Наблюдения показывают, что в коллективе дети едят охотнее.
Очень важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом необходимые гигиенические навыки, обучаясь правилам поведения за столом. Навыки и привычки, привитые с детства, сопровождают человека в течение всей его жизни.
Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха.
- Завтрак перед уходом в школу должен состоять из двух блюд. Первое блюдо может быть крупяным, овощным или мучным. Очень полезно также давать ребенку творог или яйцо, второе блюдо – чай с молоком, молоко, кофе, хлеб с маслом и сыром.
- В школе ученик должен ОБЯЗАТЕЛЬНО получить горячий завтрак.
- Длительное голодание по 6-7 часов приводит к более быстрому утомлению и может способствовать развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.
- Придя, домой из школы, ребенку необходимо получить полноценный обед из 3-х блюд. Первое блюдо не является основной частью обеда, поэтому не следует давать детям много жидкого блюда, школьникам 7-11 лет достаточно 300г супа. Основная часть обеда – второе блюдо должно быть мясное, рыбное с крупяным или овощным гарниром. Третье блюдо – сладкое (компот, кисель и др.)
- На полдник детям необходимы: кефир, молоко, чай со сдобной булочкой, ватрушкой, пряником. Хорошо дополнить полдник ягодами, фруктами.
- Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1-1,5 часа до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком обычно бывает неспокойным. Ужин должен состоять их двух блюд: первое – творог, рыба, яйца, овощи, крупяные и мучные блюда, второе – молоко, кефир, простокваша, кисель и др.
- Детей нужно приучать есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, не отвлекаясь, так как чтение, оживленные разговоры и т.д. во время еды затормаживают выделение пищева-рительных соков и ухудшают процесс пищеварения.
Старайтесь использовать продукты антиоксидантного действия:
Антиоксиданты – соединения различной химической природы, способные тормозить или устранять свободнорадикальное окисление органических веществ. Антиоксидантными свойствами обладают витамины А,С и Е. Источник их поступления в организм – различные растения и продукты животного происхождения:
— Витамин С (70-100 мг/сут): шиповник, черная смородина, сладкий перец, облепиха, черноплодная рябина, земляника, томаты, цитрусовые, капуста, зеленый лук.
— Витамин Е (12-17 мг/сут): облепиха, кукуруза, бобовые, нерафинированные растительные масла (лучше оливковое), гречка, семечки подсолнуха, семена злаковых.
— Витамин А (1-1,5 мг/сут): говяжья печень, сливочное масло, яичный желток; бета-каротины: морковь, красный сладкий перец, петрушка, щавель, сельдерей.
Основными источниками поступления микроэлементов в организм являются следующие продукты:
— Йод (50-180 мкг/сут): морская капуста, морепродукты, рыба, фасоль, гречневая крупа, чеснок, салат, свекла, огурцы, черноплодная рябина. Поскольку в растительной продукции, выращенной на наших почвах, йода нет, наиболее доступным и эффективным способом восполнения дефицита йода является ежедневное употребление йодированной соли в обычном количестве (5-6 граммов в сутки).
— Цинк (16 мг/сут): кукуруза, грецкие орехи, овсяная крупа, рис, горох, фасоль, семена подсолнечника и тыквы, картофель, цветная капуста, свекла, морковь, щавель, желток яйца, печень, говядина, креветки, сельдь, судак.
— Медь (2 мг/сут):растительные продукты (свекла, картофель, яблоки, горох, фасоль, орехи, соя, овсянка, гречка), сыр, печень, рыба, мясо.
— Селен (100 мкг/сут): чеснок, зерновые (особенно рис, ячмень, овес), рыба. Селен входит в состав фермента глутатионпероксидазы, участвующей в обезвреживании свободных радикалов.
— Кобальт (100 мкг/сут): щавель, груши, укроп, свекла, зеленый лук, черная смородина, рыба, морковь, клюква, рябина, орехи, горох, фасоль, бобы. Кобальт необходим для системы кроветворения, входит в состав витамина В1.
— Магний (280-300 мкг/сут) способствует обмену углеводов и белков. Содержится в зеленых листовых овощах, морской капусте, цельном зерне, бобовых, орехах, семечках и редьке.
— Железо (100-150 мкг/сут) – компонент гемоглобина, увеличивает сопротивляемость организма. Содержится в мясе, рыбе, яблоках, салате, изюме, рябине черноплодной, цельном зерне, орехах и семечках.
Особое внимание необходимо уделить назначению калия (овощи, фрукты) как микроэлементу, вытесняющему цезий, и кальцию (молоко и молочные продукты, гречневая крупа), вытесняющему из организма стронций.
Главные принципы правильного питания:
- пить достаточное количество (не менее 2-х литров в день) питьевой негазированной воды;
- не запивать еду и не пить непосредственно после еды;
- кушать тогда, когда начал испытывать голод;
- хорошо пережевывать каждый кусочек;
- кушать мелкими кусочками;
- кушать в спокойном состоянии;
- концентрироваться во время еды на процессе;
- кушать сидя;
- ограничить меню одного приема 4 блюдами максимум;
- делить свой дневной рацион на 4-5 маленьких приема пищи вместо 2-3х больших;
- активно двигаться на протяжении дня;
- главный объем съеденной пищи – за обедом;
- кушать разнообразную пищу;
- кушать свежеприготовленную пищу;
- кушать натуральную пищу;
- не употреблять (или минимизировать употребление) вредных продуктов (майонез, кетчуп, «фаст-фуд», алкоголь и пр.);
- кушать побольше клетчатки – фрукты и овощи в свежем виде;
- кушать рыбу не менее 2-3 раз в неделю;
Сбалансированность питания, в первую очередь, отражает соответствие калорийности пищи тому, сколько энергии человек расходует, насколько активно он двигается. Меняя баланс основных компонентов пищи (углеводов, белков и жиров), можно построить правильное питание – к примеру, обычный ежедневный рацион питания, рацион для похудения или в период активной умственной, физической деятельности, для восстановления сил после болезни и т.д. Необходимо учитывать, что норма количества потребляемых калорий в день зависит от пола, возраста, вида деятельности человека, а также от климата. У взрослого человека суточные нормы калорий снижаются в зависимости от возраста: чем старше человек, тем меньше ему требуется энергии. У мужчин норма калорий в день выше, чем у женщин. Спортсмены могут потреблять в день в 1,5 - 1,8 раза больше калорий, чем люди, не занимающиеся спортом. Суточная потребность в калориях лиц, работа которых не связана с затратами физического труда (работники умственного труда, служащие) составляет для мужчин 2600-2800 ккал, для женщин 2200-2400 ккал. Однако, продумывая свой рацион, необходимо учитывать не только количество калорий, которое вы потребляете за сутки, но и их "качество". Совершенно неправильно думать, что важно только не превысить дневную норму калорий, а за счет каких продуктов ее набирать - неважно.
Важность употребления воды для человека
Вода поддерживает в состоянии работоспособности все системы организма. Она участвует в снабжении органов и частей тела питательными веществами, микроэлементами, а также в выводе продуктов жизнедеятельности, вредных веществ (поступающих в организм из продуктов питания, которые содержат различные консерванты, ароматизаторы, красители, и т.п.). За сутки сердце, почки, мозг пропускают через себя более тысячи литров жидкостей основу которых составляет вода. Приблизительно от двух до трех литров воды организм теряет за сутки вместе с потом, мочой, дыханием и другими естественными выделениями. Все это количество живительной влаги организм должен восполнять.
Таким образом, вода для организма человека — это:
- «Универсальный растворитель»,
- «Поставщик» питательных веществ ко всем клеткам организма,
- Помощник, выполняющий функцию выведения отходов жизнедеятельности.
Пить воду следует небольшими порциями и часто, чтобы сосуды не имели большой нагрузки (конечно, если есть жажда, можно пить воду большими порциями, не ограничивая себя маленькими глотками). Большую часть воды лучше выпивать в первой половине дня. Между пробуждением и завтраком - 0,5 л воды. Всегда пить до еды, а не после (люди, пьющие воду в течение всего дня и до еды в том числе, не имеют жажды после еды). Пить следует всегда, когда Вы чувствуете жажду или голод (люди гораздо чаще хотят пить, чем есть, но не имея привычку пить простую воду, путают жажду с голодом);
Постепенно часть напитков надо заменять водой (вода в нашем организме, даже в самом больном, не задерживается лишнее время и не создает отеков и других проблем, это делают прочие напитки, а простая вода используется организмом активно, подобно, как топливо используется машиной);
Если Вы добавляете в воду что-либо, кроме указанного количества микроэлементов, например - лимон, мед и т.п. (даже самую малость), то производное этой воды уже является жидким продуктом питания - так реагирует на него Ваш мозг, даже если Вы реагируете иначе. Чтобы обработать такой продукт питания, организму нужна еще и обычная вода.
Таким образом, питание – важнейший фактор, определяющий здоровье человека. Правильное питание — это образ жизни, который соблюдается не какой-то конкретный промежуток времени, а каждый день на протяжении всей жизни. Прививать навыки правильного питания ребенку необходимо с детства. Сформированный в детстве стандарт правильного пищевого поведения позволяет ребенку правильно развиваться в физическом и умственном плане. К тому же нужно помнить о физических нагрузках, которые позволяют сжигать лишние калории, накопленные за день и не позволяют организму застаиваться, способствуют улучшению кровообращения, работы ЖКТ и сердечно-сосудистой системы.