Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

Структура урока

Дата: 9 декабря 2015 в 17:54, Обновлено 30 октября в 00:45
Автор: Тукач В. А.
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
  1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
  2. проверка домашнего задания;
  3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
  4. постановка цели занятия перед учащимися;
  5. организация восприятия и осмысления новой информации;
  6. первичная проверка понимания;
  7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
  8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
  9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
  10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
  11. домашнее задание к следующему уроку;
  12. подведение итогов урока.
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
контроль результатов первичного запоминания;
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
сообщение учащимся цели предстоящей работы;
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполнения работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо).
Структура урока формирования умений и навыков:
постановка цели урока;
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
упражнения творческого характера;
итог урока;
задание на дом.
Структура урока повторения:
организация начала урока;
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
задание на дом.
Структура урока проверки знаний:
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
организация начала урока (психологический настрой учащихся);
сообщение темы урока и его задач;
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
творческое применение знаний и умений;
упражнение по отработке навыков;
домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего урока:
организационный момент;
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
формулирование выводов по изученному материалу;
оценка результатов урока;
подведение итогов;
задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
организация начала урока;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
подведение итогов и результатов урока;
задание на дом;
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Структура уроков учителей-новаторов:
Система преподавания Л.В. Маховой:
рассказ обзорного типа по всей теме;
урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений
урок - практическая работа;
урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;
заключительный опрос по теоретическому материалу;
решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.
Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
уроки теоретического разбора материала учителем;
уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;
уроки-семинары;
уроки-практикумы;
уроки контроля и оценки.
Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
урок-лекция по всей теме;
уроки-решения ключевых задач;
урок-консультация;
урок-зачет.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.